УМК "Психология" | http://psychosoft.ru |
Полный курс лекций
В.В. Петухова по
Общей психологии
Впервые предпринята полная реконструкция курса В.В. Петухова, прочитанного в 1997-98 годах и ставшего одним из ярких событий учебной жизни факультета конца 90-х. Достоинством курса является его исчерпывающий характер - курс содержит 55 лекций на 54 DVD дисках (продолжительность большинства лекций 2ч. 30 мин.), охватывающие практически все темы современного психологического знания. Темы даны во взаимосвязи друг с другом и раскрыты на фоне культурного контекста XX века. Обилие примеров и яркая авторская позиция лектора делают курс не только важным учебным пособием, но и ценным материалом для всех, кто интересуется вопросами психологии, социологии и культуры. |
![]() |
Темы курса (в скобках приведены номера лекций)
Раздел 1. Введение в психологию
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки (1-2)
-------------------------------------------------------------
Вступление.
1. Из истории "донаучной" психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии.
2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания.
3. Формы сотрудничества житейской и научной психологии. Отрасли психологии.
Тема 2. Становление предмета психологии (3-7)
-------------------------------------------------
1 Проблемы анализа сознания в философии. Декарт.
2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства. Развитие представлений о сознании. Гештальт-психология. Возможности и ограничения метода интроспекции.
3. Проблема объективности в психологии. Предмет и задачи психологии поведения.
Общие представления о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт.
3. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах.
Понятие промежуточной переменной и когнитивных карт.
4. Проблема бессознательного в психоанализе. О Достоевском.
5. Категория деятельности в психологии. Единство сознания и деятельности.
Тема 3. Общее представление о личности и ее развитии (7-8)
----------------------------------------------------------------
1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида.
2. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе.
Тема 4. Возникновение и развитие психики (9-11).
----------------------------------------------------------------
Из истории отечественной психологии.
1. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и развитии чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец).
Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин).
2. Стадии развития психики и поведения животных.
3. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания.
Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности (12)
----------------------------------------------------------------
1. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания.
Социальные роли и их присвоение.
2. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятие высшей психической функции (Л.С.Выготский).
Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека (13-14)
----------------------------------------------------------------
1. Понятия потребности и мотива. Функции мотива. Строение потребностно–мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
Опредмечивание потребности и понятие мотива.
2. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов.
3. Действия и операции. Виды операций. Уровни построения движений.
Тема 7. Человек как субъект познания (15-16)
1. Познание и психологическая специфика его изучения. Познание и сознание. Познание и мотивация.
2. Основные определения познавательных процессов.
Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности
Тема 8. Основные подходы к изучению личности (16-17)
----------------------------------------------------------------
1. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности)
2. Основные направления практической психологии личности или психотерапии.
3. Основные разделы психологии личности.
Часть 1. Индивидуальные особенности человека и социальные условия его развития.
Тема 9. Психология способностей (17-19)
----------------------------------------------------------------
1. Общее определение способностей.
Способности и задатки, уровни анализа способностей.
2. Способности и их измерение. Общий интеллект и отдельные способности.
Интеллект и креативность.
3. Общее представление о развитии способностей.
Тема 10. Темперамент и характер (19-20)
----------------------------------------------------------------
1. Темперамент, его физиологические основы и психологическая характеристика.
- Характер и его формирование
- Типологии темпераментов по И.П. Павлову.
Связь способностей и темперамента.
Индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
2. Характер, его строение и формирование.
Тема 11. Типология индивидуальности (20)
----------------------------------------------------------------
1. Наличие психотелесных соответствий: строение тела и характер.
2. Основные виды психопатий и акцентуаций.
3. Общие принципы построения психологических типов.
Тема 12. Социальная среда как условие развития личности или психология общения (21-22)
----------------------------------------------------------------
1. Определение общения и его условия. Общение как деятельность.
Потребность в общении и ее развитие.
2. Общение и речь. Виды и функции речи. Невербальное общение.
3. Возможности описания и анализа процесса общения.
Часть II. Внутренняя регуляция деятельности
Тема 13. Психология эмоций (22-23)
----------------------------------------------------------------
Вступление: соотношение эмоций и воли. Спиноза и Николай Яковлевич Грот.
1. Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Функции эмоций.
- Классификация эмоций по Леонтьеву.
- Фрустрация. Эксперименты Дембо.
- Классификация эмоций по Рубинштейну.
2. Эмоции как психические явления. Жан – Поль Сартр.
3. Эмоции как психотелесные состояния.
4. Эмоция как процесс. Условия возникновения эмоций и их протекания во времени.
5. Возможности описания и анализа процесса общения.
6. Эмоции и личность.
Тема 14. Психология воли (24-25)
----------------------------------------------------------------
1. Определение воли: критерии волевого поведения.
2. Познавательная сфера личности и принятие решений.
- Методика Келли.
- Познавательный персональный конструкт.
- Основные характеристики познавательной сферы:
- Когнитивная сложность и когнитивный стиль.
- Тесты на каузальную атрибуцию.
- Когнитивный диссонанс (Фестингер).
- Пять уровней развития личности по Ф.Перлзу.
3. Волевая регуляция. Общее представление о развитии воли. Воля и личность.
Тема 15. Психология мотивации (26)
----------------------------------------------------------------
1. Определение потребности и мотива. Мотив и мотивация, виды мотивов и критерии их классификации.
2. Проблема выделения базовой мотивации и механизмов ее преобразования.
Объяснительные модели базовой мотивации: Фрейд, Райх, Юнг, Кэттел.
3. Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на продуктивность деятельности.
Связь мотивации и продуктивности деятельности. Закон Йеркса – Додсона.
Тема 16. Мотивация и личность (27)
----------------------------------------------------------------
1. Защитные механизмы личности в классическом психоанализе: подавление, отрицание, рационализация, инверсия, проекция, изоляция и регрессия.
Часть 3. Потребностно-мотивационная сфера. Строение личности.
Тема 17. Строение личности (28)
----------------------------------------------------------------
- Проблема структуры и генеза
- Проблема единиц анализа
- Проблема образа человека в психологии личности: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология + гештальт терапия.
1. Представление о личности в классической психологии сознания и поведения.
2. Представление о личности в психоанализе.
3. Представление о личности в гуманистической психологии.
Часть 4. Развитие личности.
Тема 18. Развитие личности (28)
----------------------------------------------------------------
1. Общие представления о движущих силах развития личности.
Тема 19. Самосознание: определение, критерии, уровни развития (29-30)
----------------------------------------------------------------
- Определение самосознания
- Критерии самосознания
- Критерии личностного самосознания
- Уровни развития самосознания
Тема 20. Личностный рост (30)
-------------------------------------------------------------
- Гуманистические психологи. Роджерс
- Маслоу. Полноразвивающийся человек
- Негативный вариант развития (Противоположный полюс).
Тема 21. Заключение: личность и познание (31)
-------------------------------------------------------------
1. Личностные возможности познания (по А.Маслоу)
2. Личностные условия и ограничения возможности познания
Раздел 3. Субъект познания, или психология познавательных процессов.
Часть 1. Введение в психологию познания.
Тема 22. Общая характеристика когнитивной психологии. (Основные категории психологии познания) (31-32).
-------------------------------------------------------------
1. Понятие когнитивной схемы (1:22)
- Интериоризация
2. Основные направления когнитивной психологии (1:17)
- Миллер
- Ньюэл и Саймон
- Информационный и психологический подходы к интеллекту
- Джером Брунер
Тема 23. Виды познавательных (психических) процессов и критерии их классификации (33-34)
-------------------------------------------------------------
1. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов.
- Предметный
- Функциональный
- Генетический
2. Виды (классификации) чувствительности
- Предметная (структурная) классификация чувствительности Вундта
- Функциональная классификация чувствительности.
- Функции чувствительности по Н.А.Бернштейну
- Генетические классификации. Опыт Хэда
- Классификация Шеррингтона
- Синестезия
3. Виды мышления
- Классификация по предпочитаемым средствам: наглядно-образные либо вербально-логические.
- Пример типологии сознания (Леви-Брюль)
- Типы мышления по Эйгену Блейлеру:
- Генетические классификации уровней развития мышления.
- Функциональные классификации мышления
Тема 24. Познание и действие (34-35)
-------------------------------------------------------------
1. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (исполнительные) и познавательные действия.
2. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий.
3. Практические действия и развитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект.
Тема 25. Познание и образ (35-36)
-------------------------------------------------------------
1. Виды образных явлений, изучаемые психологией. Функции образа.
2. Образ как переход от действия к мысли.
3. Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта.
Тема 26. Познание и речь (36-37)
-------------------------------------------------------------
1. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи.
2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий.
3. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Жан Пиаже).
Тема 27-28. Основные теоретические подходы к изучению познания (38-39)
-------------------------------------------------------------
1. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражение стимула) и моделирование механизмов мышления.
Теории восприятия:
- Структурализм (Вундт, Титченер)
- Гештальт-теория восприятия
- Ранние информационные теории, породившие в 1956 г. (конференция по искусственному интеллекту) когнитивную психологию.
- Ранний Гибсон
2. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия.
3. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Джеймс Гибсон). Гештальт-концепция творческого мышления (Карл Дункер).
Часть 2. Экспериментальные исследования познания: ощущение, восприятие, мышление.
Тема 29. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики (40-41)
-------------------------------------------------------------
1. Классическая психофизика: понятие психофизического закона, пороги чувствительности, косвенное и прямое шкалирование ощущений.
2. Современная психофизика: основные положения теории обнаружения сигнала и общее представление о психофизическом операторе.
3. Фурье-анализ зрительного восприятия и понятие психофизического оператора.
Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (41)
-------------------------------------------------------------
Тема 31-32. Восприятие пространства, движения, времени (41)
-------------------------------------------------------------
1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия.
2. Восприятие движения, теории стабильности мира. Основные иллюзии движения.
Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (на материале цветового зрения) (42-43).
-------------------------------------------------------------
Тема 33. Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи (43-44)
-------------------------------------------------------------
1. Предметное восприятие. Исследование восприятия в искаженных условиях.
Инвариантные отношения в восприятии.
2. Восприятие речи. Фонематический слух. Трансформационная модель порождения и понимания речевых высказываний (Наум Хомский).
Тема 34. Мышление как процесс и его экспериментальное исследование (44-45)
-------------------------------------------------------------
Вступление: Мышление как предмет эмпирического исследования.
1. Факторы, влияющие на успешность решения задач.
2. Методы выявления и интерпретации экспериментальных данных при исследовании мышления. Проблема стадий мыслительного процесса.
3. Психологический анализ внутренней структуры процесса решения задач.
- Основные направления эмпирической психологии мышления.
- Краткая типология мыслительных задач.
- Процесс решения как пространство задачи.
- Проблема стадий процесса решения задач.
- Мышление как деятельность или процесс.
Тема 35. Культура и познание (46)
-------------------------------------------------------------
Вступление. Что имеется в виду под культурой.
1. Гипотеза лингвистической относительности: экспериментальные факты и их обсуждение (Эдуард Сепир и Бенджамин Уорф).
2. Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления).
Часть 3. Универсальные психологические процессы: память, внимание, воображение.
Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению (46-47)
-------------------------------------------------------------
1. Основные метафоры сознания. Процессы памяти, свойства внимания, виды воображения.
2. Основные подходы к изучению универсальных психических процессов.
Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности (47-49)
-------------------------------------------------------------
1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения.
2. Становление опосредствованного запоминания или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания.
Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии (49-50)
-------------------------------------------------------------
1. Структуры памяти как стадии переработки информации.
2. Теория уровней переработки информации. Общее представление о метапамяти.
Тема 39. Психология понимания: феноменология, закономерности, проблемы изучения (50-53)
-------------------------------------------------------------
1. Возможные определения внимания и его основные эффекты.
2. Классические представления о внимании.
- Функциональные представления о внимании. У. Джеймс. Н.Ланге.
- Моторные теории внимания. Т. Рибо.
- Внимание и активность личности. Н.Ф.Добрынин
- Формирование внимания. Л.С.Выготский.
- Концепция планомерного формирования умственных действий. П.Я.Гальперин.
3. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания
Послесловие. Проблема существования внимания.
Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии (53-54)
-------------------------------------------------------------
1. Внимание как селекция.
- Модели ранней селекции.
- Модели поздней селекции.
2. Внимание как умственное усилие.
3. Общее представление о метавнимании.
Тема 41-42. Психология воображения: возможности и ограничения методов стимуляции творчества (54-55)
-------------------------------------------------------------
1. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов.
Заключение: познание, творчество, личность.