Впервые предпринята полная реконструкция курса В.В. Петухова, прочитанного в 1997-98 годах и ставшего одним из ярких событий учебной жизни факультета конца 90-х. Достоинством курса является его исчерпывающий характер – курс содержит 55 лекций на 54 DVD дисках  (продолжительность большинства лекций 2ч. 30 мин.), охватывающие практически все темы современного психологического знания. Темы даны во взаимосвязи друг с другом и раскрыты на фоне культурного контекста XX века. Обилие примеров и яркая авторская позиция лектора делают курс не только важным учебным пособием, но и ценным материалом для всех, кто интересуется вопросами психологии, социологии и культуры.

 

Краткий план курса Общей психологии В.В.Петухова (1997-98 гг.)

(в скобках приведены номера лекций)

 

Раздел 1. Введение в психологию

 

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки (1-2)

-------------------------------------------------------------

Вступление.

1. Из истории "донаучной" психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии.

2. Сравнительная характеристика  научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания.

3. Формы сотрудничества житейской и научной психологии. Отрасли психологии.

 

Тема 2. Становление предмета психологии (3-7)

-------------------------------------------------

1 Проблемы анализа сознания в философии. Декарт.

2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства. Развитие представлений о сознании. Гештальт-психология. Возможности и ограничения метода интроспекции.

3. Проблема объективности в психологии. Предмет и задачи психологии поведения.

Общие представления о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт.

3. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах.

Понятие промежуточной переменной и когнитивных карт.

4. Проблема бессознательного в психоанализе. О Достоевском.

5. Категория деятельности в психологии. Единство сознания и деятельности.

 

Тема 3. Общее представление о личности и ее развитии (7-8)

----------------------------------------------------------------

1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида.

2. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе.

 

Тема 4. Возникновение и развитие психики (9-11).

----------------------------------------------------------------

Из истории отечественной психологии.

1. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и развитии чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец).

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин).

2. Стадии развития психики и поведения животных.

3. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания.

 

 

Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности (12)

----------------------------------------------------------------

1. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания.

Социальные роли и их присвоение.

2. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятие высшей психической функции (Л.С.Выготский).

 

Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека (13-14)

----------------------------------------------------------------

1. Понятия потребности и мотива. Функции мотива. Строение потребностно–мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.

Опредмечивание потребности и понятие мотива.

2. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов.

3. Действия и операции. Виды операций. Уровни построения движений.

 

Тема 7. Человек как субъект познания (15-16)

1. Познание и психологическая специфика его изучения. Познание и сознание. Познание и мотивация.

2. Основные определения познавательных процессов.

 

Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности

 

Тема 8. Основные подходы к изучению личности (16-17)

----------------------------------------------------------------

1. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности)

2. Основные направления практической психологии личности или психотерапии.

3. Основные разделы психологии личности.

 

Часть 1. Индивидуальные особенности человека и социальные условия его развития.

Тема 9. Психология способностей (17-19)

----------------------------------------------------------------

1. Общее определение способностей.

Способности и задатки, уровни анализа способностей.

2. Способности и их измерение. Общий интеллект и отдельные способности.

Интеллект и креативность.

3. Общее представление о развитии способностей.

 

Тема 10. Темперамент и характер (19-20)

----------------------------------------------------------------

1. Темперамент, его физиологические основы и психологическая характеристика.

Характер и его формирование

Типологии темпераментов по И.П. Павлову.

Связь способностей и темперамента.

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

2. Характер, его строение и формирование.

 

Тема 11. Типология индивидуальности (20)

----------------------------------------------------------------

1. Наличие психотелесных соответствий: строение тела и характер.

2. Основные виды психопатий и акцентуаций.

3. Общие принципы построения психологических типов.

 

Тема 12. Социальная среда как условие развития личности или психология общения (21-22)

----------------------------------------------------------------

1. Определение общения и его условия. Общение как деятельность.

Потребность в общении и ее развитие.

2. Общение и речь. Виды и функции речи. Невербальное общение.

3. Возможности описания и анализа процесса общения.

 

Часть 2. Внутренняя регуляция деятельности

Тема 13. Психология эмоций (22-23)

----------------------------------------------------------------

Вступление: соотношение эмоций и воли. Спиноза и Николай Яковлевич Грот.

1. Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Функции эмоций.

- Классификация эмоций по Леонтьеву.

- Фрустрация. Эксперименты Дембо.

- Классификация эмоций по Рубинштейну.

2. Эмоции как психические явления. Жан – Поль Сартр.

3. Эмоции как психотелесные состояния.

4. Эмоция как процесс. Условия возникновения эмоций и их протекания во времени.

5. Возможности описания и анализа процесса общения.

6. Эмоции и личность.

 

Тема 14. Психология воли (24-25)

----------------------------------------------------------------

1. Определение воли: критерии волевого поведения.

2. Познавательная сфера личности и принятие решений.

- Методика Келли.

- Познавательный персональный конструкт.

- Основные характеристики познавательной сферы:

- Когнитивная сложность и когнитивный стиль.

- Тесты на каузальную атрибуцию.

- Когнитивный диссонанс (Фестингер).

- Пять уровней развития личности по Ф.Перлзу.

3. Волевая регуляция. Общее представление о развитии воли. Воля и личность.

 

Тема 15. Психология мотивации (26)

----------------------------------------------------------------

1. Определение потребности и мотива. Мотив и мотивация, виды мотивов и критерии их классификации.

2. Проблема выделения базовой мотивации и механизмов ее преобразования.

Объяснительные модели базовой мотивации: Фрейд, Райх, Юнг, Кэттел.

3. Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на продуктивность деятельности.

Связь мотивации и продуктивности деятельности. Закон Йеркса – Додсона.

 

Тема 16. Мотивация и личность (27)

----------------------------------------------------------------

1. Защитные механизмы личности в классическом психоанализе: подавление, отрицание, рационализация, инверсия, проекция, изоляция и регрессия.

 

Часть 3. Потребностно-мотивационная сфера. Строение личности.

Тема 17. Строение личности (28)

----------------------------------------------------------------

- Проблема структуры и генеза

- Проблема единиц анализа

- Проблема образа человека в психологии личности: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология + гештальт терапия.

1. Представление о личности в классической психологии сознания и поведения.

2. Представление о личности в психоанализе.

3. Представление о личности в гуманистической психологии.

 

Часть 4. Развитие личности.

Тема 18. Развитие личности (28)

----------------------------------------------------------------

1. Общие представления о движущих силах развития личности.

 

Тема 19. Самосознание: определение, критерии, уровни развития (29-30)

----------------------------------------------------------------

- Определение самосознания

- Критерии самосознания

- Критерии личностного самосознания

- Уровни развития самосознания

 

Тема 20. Личностный рост (30)

-------------------------------------------------------------

- Гуманистические психологи. Роджерс

- Маслоу. Полноразвивающийся человек

- Негативный вариант развития (Противоположный полюс).

 

Тема 21. Заключение: личность и познание (31)

-------------------------------------------------------------

1. Личностные возможности познания (по А.Маслоу)

2. Личностные условия и ограничения возможности познания

 

Раздел 3. Субъект познания, или психология познавательных процессов.

 

Часть 1. Введение в психологию познания.

Тема 22. Общая характеристика когнитивной психологии. (Основные категории психологии познания) (31-32).

-------------------------------------------------------------

1. Понятие когнитивной схемы (1:22)

- Интериоризация

2. Основные направления когнитивной психологии (1:17)

- Миллер

- Ньюэл и Саймон

- Информационный и психологический подходы к интеллекту

- Джером Брунер

 

Тема 23. Виды познавательных (психических) процессов и критерии их классификации (33-34)

-------------------------------------------------------------

1. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов.

- Предметный

- Функциональный

- Генетический

2. Виды (классификации) чувствительности

- Предметная (структурная) классификация чувствительности Вундта

- Функциональная классификация чувствительности.

- Функции чувствительности по Н.А.Бернштейну

- Генетические классификации. Опыт Хэда

- Классификация Шеррингтона

- Синестезия

3. Виды мышления

- Классификация по предпочитаемым средствам: наглядно-образные либо вербально-логические.

- Пример типологии сознания (Леви-Брюль)

- Типы мышления по Эйгену Блейлеру:

- Генетические классификации уровней развития мышления.

- Функциональные классификации мышления

 

Тема 24. Познание и действие (34-35)

-------------------------------------------------------------

1. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (исполнительные) и познавательные действия.

2. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий.

3. Практические действия и развитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект.

 

Тема 25. Познание и образ (35-36)

-------------------------------------------------------------

1. Виды образных явлений, изучаемые психологией. Функции образа.

2. Образ как переход от действия к мысли.

3. Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта.

 

Тема 26. Познание и речь (36-37)

-------------------------------------------------------------

1. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи.

2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий.

3. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Жан Пиаже).

 

Тема 27-28. Основные теоретические подходы к изучению познания (38-39)

-------------------------------------------------------------

1. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражение стимула) и моделирование механизмов мышления.

Теории восприятия:

- Структурализм (Вундт, Титченер)

- Гештальт-теория восприятия

- Ранние информационные теории, породившие в 1956 г. (конференция по искусственному интеллекту) когнитивную психологию.

- Ранний Гибсон

2. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия.

3. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Джеймс Гибсон). Гештальт-концепция творческого мышления (Карл Дункер).

 

Часть 2. Экспериментальные исследования познания: ощущение, восприятие, мышление.

Тема 29. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики (40-41)

-------------------------------------------------------------

1. Классическая психофизика: понятие психофизического закона, пороги чувствительности, косвенное и прямое шкалирование ощущений.

2. Современная психофизика: основные положения теории обнаружения сигнала и общее представление о психофизическом операторе.

3. Фурье-анализ зрительного восприятия и понятие психофизического оператора.

 

Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (41)

-------------------------------------------------------------

 

Тема 31-32. Восприятие пространства, движения, времени (41)

-------------------------------------------------------------

1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия.

2. Восприятие движения, теории стабильности мира. Основные иллюзии движения.

 

Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (на материале цветового зрения) (42-43).

-------------------------------------------------------------

 

Тема 33. Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи (43-44)

-------------------------------------------------------------

1. Предметное восприятие. Исследование восприятия в искаженных условиях.

Инвариантные отношения в восприятии.

2. Восприятие речи. Фонематический слух. Трансформационная модель порождения и понимания речевых высказываний (Наум Хомский).

 

Тема 34. Мышление как процесс и его экспериментальное исследование (44-45)

-------------------------------------------------------------

Вступление: Мышление как предмет эмпирического исследования.

1. Факторы, влияющие на успешность решения задач.

2. Методы выявления и интерпретации экспериментальных данных при исследовании мышления. Проблема стадий мыслительного процесса.

3. Психологический анализ внутренней структуры процесса решения задач.

- Основные направления эмпирической психологии мышления.

- Краткая типология мыслительных задач.

- Процесс решения как пространство задачи.

- Проблема стадий процесса решения задач.

- Мышление как деятельность или процесс.

 

Тема 35. Культура и познание (46)

-------------------------------------------------------------

Вступление. Что имеется в виду под культурой.

1. Гипотеза лингвистической относительности: экспериментальные факты и их обсуждение (Эдуард Сепир и Бенджамин Уорф).

2. Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления).

 

Часть 3. Универсальные психологические процессы: память, внимание, воображение.

Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению (46-47)

-------------------------------------------------------------

1. Основные метафоры сознания. Процессы памяти, свойства внимания, виды воображения.

2. Основные подходы к изучению универсальных психических процессов.

 

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности (47-49)

-------------------------------------------------------------

1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения.

2. Становление опосредствованного запоминания или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания.

 

Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии (49-50)

-------------------------------------------------------------

1. Структуры памяти как стадии переработки информации.

2. Теория уровней переработки информации. Общее представление о метапамяти.

 

Тема 39. Психология понимания: феноменология, закономерности, проблемы изучения (50-53)

-------------------------------------------------------------

1. Возможные определения внимания и его основные эффекты.

2. Классические представления о внимании.

- Функциональные представления о внимании. У. Джеймс. Н.Ланге.

- Моторные теории внимания. Т. Рибо.

- Внимание и активность личности. Н.Ф.Добрынин

- Формирование внимания. Л.С.Выготский.

- Концепция планомерного формирования умственных действий. П.Я.Гальперин.

3. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания

Послесловие. Проблема существования внимания.

 

Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии (53-54)

-------------------------------------------------------------

1. Внимание как селекция.

- Модели ранней селекции.

- Модели поздней селекции.

2. Внимание как умственное усилие.

3. Общее представление о метавнимании.

 

Тема 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.

-------------------------------------------------------------

1. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов.

2. Методы стимуляции творчества, их возможности и ограничения.